тел.: 8 (846) 263-43-11
Центр выдачи ЭП: 972-37-08

Изменения в бюджетной классификации РФ

05.12.2013 11:55

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ

Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Такое определение приведено в пункте 1 статьи 18 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Бюджетного кодекса РФ в новой редакции к полномочиям Минфина России относится определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ.

Изменения, внесенные в главу 4 «Бюджетная классификация РФ» Бюджетного кодекса РФ, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).

Как и прежде, бюджетная классификация РФ включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Классификация доходов

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются, в том числе, налоговые и неналоговые доходы.

Их виды перечислены в подпункте 1 пункта 4 статьи 20 Бюджетного кодекса РФ. Данная норма дополнена новым абзацем, в соответствии с которым к таким доходам отнесены поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ.

Классификация расходов

Закон № 104-ФЗ внес изменения и дополнения в статью 21 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи в новой редакции в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета утверждается перечень:

  • разделов;
  • подразделов;
  • целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности);
  • групп (подгрупп) видов расходов бюджета.

Целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности определенных органов, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета, и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Речь идет об органах госвласти (государственных органах), органах управления государственными внебюджетными фондами, органах местного самоуправления, органах местной администрации.

Каждому публичному нормативному обязательству, межбюджетному трансферту, обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов госвласти (органов местного самоуправления) присваиваются уникальные коды целевых статей расходов соответствующего бюджета.

Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финорганом, который составляет и организует исполнение бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансируемых за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, составляющим и организующим исполнение бюджета, из которого предоставляются указанные поступления.

Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются, соответственно, Минфином России, финансовым органом субъекта РФ (п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ).

Кроме того, статья 21 Бюджетного кодекса РФ дополнена новыми пунктами 56 и 7. В пункте 5данной статьи сказано, что код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов. В пункте 6 приведены группы и подгруппы видов расходов, единых для бюджетов бюджетной системы РФ. А в пункте 7 названной статьи сказано, что перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Минфином России.

Классификация операций сектора госуправления

Закон № 104-ФЗ не оставил без внимания и статью 23.1 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с новой редакцией статьи 23.1 код КОСГУ включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления. Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами классификации операций сектора госуправления являются:

  1. доходы;
  2. расходы;
  3. поступление нефинансовых активов;
  4. выбытие нефинансовых активов;
  5. поступление финансовых активов;
  6. выбытие финансовых активов;
  7. увеличение обязательств;
  8. уменьшение обязательств.

Перечень каждого из этих показателей из статьи 23.1 Бюджетного кодекса РФ исключен.

Перечень статей и подстатей КОСГУ устанавливает Минфин России.

В настоящее время действуют Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н.

Принципы бюджетной системы

Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, коснулись двух принципов, на которых основывается бюджетная система РФ.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств теперь называетсяпринципом эффективности использования бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ). Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ в редакцииЗакона № 104-ФЗ.

Расширено определение принципа прозрачности (открытости) (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ). Теперь он, в частности, означает обеспечение доступа к информации, размещенной в интернете наедином портале бюджетной системы РФ.

Доходы бюджетов

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Перечень налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных спецрежимами, содержащийся в пункте 2 статьи 56 Бюджетного кодекса РФ, расширен. К ним добавлена госпошлина (подлежащая зачислению по месту госрегистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), в частности:

  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о госаккредитации региональной спортивной федерации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения.

Законом № 104-ФЗ статья 40 Бюджетного кодекса РФ дополнена новым абзацем. В нем сказано, что по запросу финорганов субъектов РФ, финорганов муниципальных образований органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов о поступивших от юрлиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета.

Это касается в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ, консолидированного бюджета муниципального района.

Расходы бюджетов

Уточнена редакция статьи 69 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с внесенными поправками, к бюджетным ассигнованиям, в частности, относятся ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юрлицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее – госучреждения) и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.

Также уточнено, что относится к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). К ним, в частности, относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. А также ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (абз. 35 ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ).

Кроме того, к бюджетным ассигнованиям на оказание госуслуг отнесены ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд. Но за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений (абз. 6 ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ).

Положения абзацев 5 и 6 статьи 69.1 Бюджетного кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).

Также внесены изменения в статью 72 Бюджетного кодекса РФ «Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Причем поправки вступили в силу со дня опубликования Закона № 104-ФЗ – с 8 мая 2013. Согласно им, госконтракты, предметом которых является поставка товаров в соответствии с госпрограммой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели указанной программой, на срок ее реализации.

Уточнен порядок реализации госконтрактов, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Они могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса РФ, на срок реализации указанных решений.

Также уточнен порядок заключения иных госконтрактов, заключаемых от имени РФ, субъекта РФ, и муниципальных контрактов, заключаемых от имени муниципального образования, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Они могут заключаться в случаях, предусмотренных, соответственно, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями этих органов, принимаемыми в определяемом ими порядке.

Госконтракты, предметом которых является поставка товаров на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Они заключаются в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели государственными программами Российской Федерации и субъекта РФ, в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, принимаемыми в порядке, определяемом данными органами.

Субсидии

Внесены поправки и в порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). На основании пункта 1данной статьи субсидии бюджетным и автономным учреждениям в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются:

  • на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества;
  • на иные цели.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией. Он должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления таких субсидий.

Инвестиции в объекты госсобственности

Поправками, внесенными в статью 79 Бюджетного кодекса РФ, уточнено, что бюджетные инвестиции в объекты капстроительства госсобственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капвложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии:

  • с госпрограммами РФ и субъекта РФ, муниципальными программами;
  • с нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации;
  • с решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Решения о подготовке и реализации таких бюджетных инвестиций в основные средства федеральных госучреждений сметной стоимостью более 1,5 млрд руб. и в объекты капитального строительства государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в госпрограммы РФ, принимаются Правительством РФ.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ сметной стоимостью менее 1,5 млрд руб., не включенные в госпрограммы РФ, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством РФ.

Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утверждены постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. № 324.

Важно запомнить

Изменения в Бюджетном кодексе РФ, касающиеся бюджетной классификации РФ и бюджетных ассигнований, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).