тел.: 8 (846) 263-43-11
Центр выдачи ЭП: 972-37-08

Рекомендации Минфина России по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ

Рекомендации Минфина России по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Правовое регулирование имущественных вопросов

Минфин России отметил, что Закон № 83-ФЗ расширил права бюджетных и автономных учреждений по сравнению с казенными учреждениями по распоряжению частью имущества, находящегося у них на праве оперативного управления.
Так, автономное учреждение имеет право распоряжаться без согласия собственника:
1) движимым имуществом:
– не отнесенным к особо ценному движимому имуществу, причем как закрепленным собственником или приобретенным учреждением за счет выделенных собственником средств, так и приобретенным учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
– особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;

2) недвижимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
В свою очередь, бюджетное учреждение имеет право распоряжаться без согласия собственника движимым имуществом:
– не отнесенным к особо ценному движимому имуществу, как закрепленным собственником или приобретенным учреждением за счет выделенных собственником средств, так и приобретенным учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
– особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Таким образом, отличие между бюджетным и автономным учреждениями состоит в том, что бюджетное учреждение не может самостоятельно распоряжаться никаким недвижимым имуществом.
Закон № 83-ФЗ исключил субсидиарную ответственность публично-правового образования по обязательствам бюджетных и автономных учреждений. Учреждения отвечают по своим обязательствам тем имуществом, которым вправе распоряжаться без согласия собственника, а именно:
– автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств;
– бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Исключение составляет особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенное бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимое имущество.

Содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным и автономным учреждением или приобретенного бюджетным и автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, включая расходы на уплату налогов, учредитель финансирует путем предоставления субсидии на выполнение задания.
Правовой режим использования и распоряжения имуществом казенными учреждениями, а также возможность привлечения собственника такого имущества к субсидиарной ответственности для бюджетных учреждений остались такими же, какими были до вступления в силу Закона № 83-ФЗ.

Исполнение публичных обязательств

В соответствии со статьей 9.2 Закона об НКО на бюджетные учреждения могут быть возложены обязанности по осуществлению полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Публичными обязательствами являются такие выплаты физическим лицам, размеры и порядок расчета которых установлены нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований. Публичными обязательствами являются, например:
– именные стипендии учащимся. Например, согласно приказу ФСИН от 23 июня 2010 г. № 282 именные стипендии назначаются курсантам и слушателям федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН проявившим особые способности в учебной и научной работе;
– денежная компенсация обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» компенсация выплачивается выпускникам федеральных государственных образовательных учреждений по нормам, установленным Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 659;
– компенсация расходов на проезд к месту отпуска и обратно. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 455 такая компенсация выплачивается лицам, работающим в федеральных органах государственной власти и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей.

В соответствии со статьей 9.2. Закона об НКО высшие органы исполнительной власти субъектов РФ (местные администрации) самостоятельно определяют порядок исполнения бюджетными учреждениями публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и их финансового обеспечения.
Для федеральных бюджетных учреждений порядок осуществления полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления установлен Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 590 (далее – Постановление № 590).
Что касается исполнения публичных обязательств казенными учреждениями, то порядок расходов бюджетов субъектов РФ (местного бюджета) на эти цели устанавливается правовыми актами субъектов РФ (муниципальных образований) о принятии таких обязательств.
Минфин России отметил, что в Государственную Думу РФ внесен законопроект, согласно которому исполнение публичных обязательств также может быть возложено на автономные учреждения. До принятия данного законопроекта публичные обязательства органов власти перед физическими лицами в денежной форме могут быть исполнены автономным учреждением путем предоставления субсидии на иные цели.
В связи с этой справкой, данной Минфином России, отметим, что речь вновь идет о Законе № 239-ФЗ.
Согласно изменениям, внесенным Законом № 239-ФЗ в статью 2 Закона № 174-ФЗ, установлено, что автономные учреждения осуществляют полномочия соответственно федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме (подпункт 3.12 пункта 3 статьи 2 Закона № 174-ФЗ).
Порядок осуществления данных полномочий и их финансового обеспечения устанавливает соответственно Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация муниципального образования. В связи с этим Постановление № 590, возможно, будет распространено на федеральные автономные учреждения.

Контроль учредителя за деятельностью подведомственных учреждений

По мнению Минфина России, Закон № 83-ФЗ установил действенные механизмы контроля за деятельностью учреждения, в том числе за:
– выполнением задания;
– состоянием размера кредиторской задолженности;
– совершением крупных сделок.

Один из механизмов контроля – публичность и открытость деятельности учреждений, которые обеспечиваются путем размещения информации об учреждении на специально созданном официальном сайте в сети Интернет. Соответствующую информацию, в том числе план финансово-хозяйственной деятельности учреждения и отчет о результатах его деятельности, учреждение должно представить в Федеральное казначейство для последующего размещения информации на официальном сайте (пункт 3.5 статьи 32 Закона об НКО в редакции Закона № 83-ФЗ, вступающего в силу 1 января 2012 г.).

Во исполнение пункта 3.5 статьи 32 Закона об НКО Минфин России своим приказом от 21 июля 2001 г. № 86н утвердил Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта (далее – Порядок № 86н). Официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации об учреждениях установлен сайт www.bus.gov.ru.
Публичность и открытость деятельности учреждений предполагает новый, существенно больший уровень их ответственности перед учредителями и потребителями услуг.
Кроме того, Закон № 83-ФЗ предусматривает и персональную ответственность руководителя бюджетного учреждения за результаты деятельности учреждения вплоть до увольнения.
При заключении трудового договора с руководителем учредитель бюджетного учреждения теперь должен предусматривать права и обязанности руководителя, показатели оценки эффективности и результативности его деятельности, условия оплаты труда руководителя, срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения.
Однако помимо этих условий теперь должно быть предусмотрено и условие о том, что трудовой договор с руководителем может быть расторгнут по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем (пункт 27 статьи 30 Закона № 83-ФЗ).
Кроме того, согласно пункту 13 статьи 9.2 Закона об НКО, статьям 14 и 15 Закона № 174-ФЗ руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, не получившей предварительного согласия:
– учредителя – для бюджетных учреждений;
– наблюдательного совета – для автономных учреждений.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопрос: В вправе ли организация в целях налогообложения прибыли учесть расходы на приобретение рекламных листовок, буклетов, флаерсов, лифлетов.
Ответ: При налогообложении прибыли можно учесть затраты на изготовление указанных полиграфических материалов, содержащих информацию об организации (о ее услугах) и распространяемых в рекламных целях неопределенному кругу лиц. Эти рекламные расходы не нормируются.
Основание: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 октября 2011 г. N 03-03-06/2/157 «Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на изготовление рекламных листовок, буклетов, флаерсов, лифлетов»

Вопрос: В каком случае НДС в составе стоимости основного средства не подлежит вычету?
Ответ: Минфин пояснил, что суммы НДС, включенные в стоимость такого основного средства, к вычету не принимаются.
Основание: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 сентября 2011 г. N 03-07-11/240 «О применении вычета НДС по основному средству, приобретенному в период применения организацией освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС и используемому после утраты указанного права»

Вопрос: В соответствии с приказом на командировку и сметой к данному приказу работник в период нахождения в командировке воспользовался услугами такси (маршрут: гостиница – офис клиента, гостиница – аэропорт). В качестве подтверждения произведенных расходов к авансовому отчету представлены чек ККТ, товарный чек, а также служебная записка – обоснование необходимости поездки на такси (необходимость перевоза большого объема конфиденциальных документов).
Может ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы работника на такси в указанной ситуации?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Учитывая пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Таким образом, уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника на такси возможно при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности.
Основание: Письмо Министерства Финансов России от 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/720

Вопрос: Согласно Письму УФНС России по г. Москве от 24.03.2009 N 16-15/026454 затраты на выплату суточных, размер которых зафиксирован в коллективном договоре или локальном нормативном акте, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 НК РФ, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами о дополнительных расходах, связанных с проживанием командированного работника вне места постоянного жительства, которые должны быть приложены к авансовому отчету (счета, кассовые и товарные чеки и т.п.).
Однако в Письмах Минфина России от 24.11.2009 N 03-03-06/1/770 и от 01.04.2010 N 03-03-06/1/206 разъяснено, что в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде суточных могут быть подтверждены только командировочным удостоверением, если норма суточных утверждена коллективным договором или локальным распорядительным актом организации, и представление чеков, квитанций и счетов для подтверждения работником расходования суточных не требуется.
Каков порядок документального подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов на командировки в виде суточных, размер которых зафиксирован в локальном нормативном акте организации?
Ответ: Для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ суточные и полевое довольствие относятся к расходам, которые в целях налогообложения прибыли учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В силу положений ст. 166 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Статья 168 ТК РФ закрепляет, что в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему:
— расходы по проезду;
— расходы по найму жилого помещения;
— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
— иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

 

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее – Положение).
В соответствии с п. 11 Положения дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, с учетом положений, предусмотренных п. 18 Положения.
Согласно п. 7 Положения на основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)), за исключением случаев, указанных в п. 15 Положения.
Принимая во внимание то, что суточные возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, вместе с тем срок пребывания в командировке подтверждается командировочным удостоверением, считаем, что расходы в виде суточных могут быть подтверждены командировочным удостоверением. При этом предоставление чеков и квитанций, подтверждающих расходование работником суточных, не требуется.
Основание: Письмо Министерства Финансов России от 11.11.2011г. № 03-03-06/1/741

Вопрос: О возможности отнесения счета-фактуры, книги покупок и книги продаж к документам налогового учета для целей НДС.
Ответ: Согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса.
Кроме того, п. 1 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 8 ст. 169 Кодекса установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Приложению N 2 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, за каждый налоговый период в книге покупок подводятся итоги, которые используются при составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Аналогичное правило предусмотрено и для книги продаж (Приложение N 3 к Правилам).
Учитывая изложенное, вышеуказанные документы (счет-фактура, книга покупок и книга продаж) применяются исключительно для целей применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и составления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.
Основание: Письмо Минфина РФ от 28 октября 2011г. № ЕД-3-3/3537
В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТУ

Планирование расходов на ГСМ для государственных (муниципальных) автономных учреждений с 1 января 2012 год
Приобретение автомобильного топлива по безналичному расчету
На этапе разработки плана финансово-хозяйственной деятельности важно как можно точнее определить объективную потребность учреждения в тех или иных видах ГСМ в сметном периоде.
Потребность в ГСМ на будущий период рассчитывает плановый отдел на основе системы показателей, характеризующих использование автотранспорта в учреждении, и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Расчет потребности
Какого-то единого алгоритма расчета потребности в автомобильном топливе, который могли бы применить различные учреждения, не существует. Очевидно, что при расчете необходимого объема ГСМ учреждения учитывают положения и нормы:
– установленные нормативными актами федерального уровня;
– устанавливаемые региональными нормативными актами или на основании статистических данных по региону (для цен и тарифов);
– получаемые из форм отчетности учреждения или устанавливаемые непосредственно учреждением, прежде всего в его локальных актах;
– определенные по итогам экспертно-статистической оценки сложившейся практики работы учреждения;
– плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на сметный период.

В любом случае при определении планируемых расходов на ГСМ не обойтись без следующих показателей:
1) количество единиц автотранспорта по видам, маркам, модификациям (К);
2) установленные приказом руководителя учреждения:
– нормы расхода ГСМ по автотранспортным средствам в расчете на месяц (Н);
– поправочные коэффициенты к норме расхода ГСМ (D). Применение поправочных коэффициентов зависит от специфики автотранспорта и особенностей его эксплуатации и об этом рассказано в разделе «Нормы расхода ГСМ». Применение отдельных поправочных коэффициентов зависит от сезона, и это нужно учитывать при расчете годовой потребности в ГСМ;

3) ориентировочная средняя стоимость одного литра (килограмма) ГСМ (С).

 

Зная величины этих показателей по каждому виду ГСМ, определяют плановую сумму расходов на приобретение данного вида ГСМ (ПГСМ) за год:

ПГСМ = К x Н x D х С x 12 мес.

Это самая общая формула. При расчете потребности можно использовать и такие показатели, как месячная норма пробега (ее устанавливают приказом руководителя учреждения), общий пробег в прошедшем (базовом) году, коэффициент инфляции на следующий год (по данным Правительства РФ), нормы расхода ГСМ на 100 км пробега и пр. Но для расчета все равно понадобятся приведенные выше показатели.
Общую сумму расходов определяют на основе расчета, сделанного по каждому виду ГСМ в разрезе видов автотранспорта.

Пример: Подготавливая сведения, необходимые для составления плана финансово-хозяйственной деятельности, специалист планового отдела Федерального автономного учреждения Кирьянова приступила к расчету суммы расходов на приобретение автомобильного топлива в 2011 г.

При определении потребности в ГСМ Кирьянова использовала следующие данные. Зимний период в городе N-ск длится пять месяцев, соответственно, летний – 7 месяцев.
Данные о нормах расхода бензина и размерах поправочных коэффициентов по каждому автомобилю она взяла из раздела «Порядок организации, обеспечения и осуществления внутреннего финансового контроля» учетной политики Федерального автономного учреждения. Напомним эти нормы и суммарные поправочные коэффициенты. Для Skoda Fabia 1.4 – 7,7 л / 100 км, 32% – на летний период и 42% – на зимний.
Поскольку в среднем маршрут микроавтобуса ГАЗ-3302-288 пролегает на 20% в городе и 80% в пригороде, то средний суммарный коэффициент надбавки к базовой норме ГСМ в летний период составляет 21% ((25% х 20% + 20% х 80%) / 100%) и 32,75% ((35% х 20% + 30% х 80%) / 100%) – в зимний.
Из плана финансово-хозяйственной деятельности Федерального автономного учреждения на 2011 г. следует, что объем работ в рамках государственного задания по сравнению с 2010 г. вырастет на 10%. Кирьянова заложила увеличение объема перевозок на те же 10%. В смете на 2010 г. были заложены следующие размеры среднего месячного пробега автомобилей:
– для ГАЗ-3302-288 – 3 100 км;
– для Skoda Fabia 1.4 – 1 750 км.

Следовательно, на 2011 г. Кирьянова заложила такие средние месячные пробеги:
– для ГАЗ-3302-288 – 3 400 км;
– для Skoda Fabia 1.4 – 1 900 км.

Таким образом, годовая потребность в бензине автомобиля ГАЗ-3302-288 составила 7 448 л (3 400 км х ((14,5 л / 100 км + 14,5 л / 100 км х 21%) х 7 мес. + (14,5 л / 100 км + 14,5 л / 100 км х 32,75%) х 5 мес.)).

 

А годовая потребность автомобиля Skoda Fabia 1.4 – 2 390,54 л (1 900 км х ((7,7 л / 100 км + 7,7 л / 100 км х 32%) х 7 мес. + (7,7 л / 100 км + 7,7 л / 100 км х 42%) х 5 мес.)).

 

Для расчета плановой средней стоимости одного литра бензина Кирьянова взяла сведения из Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, разработанного Минэкономразвития России. Согласно этому документу официальный рост инфляции с 2009 по 2011 гг. составит 16,3% (8,8% + 7,5%). До начала расчета Кирьянова посылала запрос в территориальное отделение Росстата о средней стоимости бензинов АИ-92 и АИ-95 в своем регионе. Исходя из данных, предоставленных отделением Росстата, и прогноза инфляции, Кирьянова рассчитала плановые средние цены одного литра бензинов АИ-92 и АИ-95 в 2011 г. Получилось: по АИ-92 – 22 руб. 69 коп., а по АИ-95 – 25 руб. 51 коп.

 

Итого, для обеспечения в течение 2011 г. бензинами автомобили Федерального автономного учреждения ГАЗ-3302-288 и Skoda Fabia 1.4 нужно заложить в смету сумму в 229 989 руб. 53 коп. (7 448 л х 22 руб. 69 коп. + 2 391 л х 25 руб. 51 коп.).

Скачать пресс-релиз №11(71)_ноябрь_2011